Прогосударственные СМИ о ситуации в Грузии. Объектом критики с позиции “а посмотрите, как у них” для традиционно становились Соединенные Штаты Америки. На этой неделе, однако, грузинские политики обратили внимание на ситуацию в странах ближнего зарубежья, а прогосударственные СМИ охотно публиковали эти заявления. По словам Шалвы Папуашвили, запрет “Единого национального движения” не является прецедентом: партии запрещали также в Украине и в Молдове. “Удивляет защита «Национального движения» представителями иностранных государств, поэтому призываю их быть осторожнее и не вмешиваться в правовые и демократические процедуры в Грузии” — заявил председатель грузинского парламента, а также призвал запретить “Единое национальное движение” “как партию и идеологию” [1]. Со схожим заявлением выступил и Ираклий Кобахидзе, пообещавший, что после “трибунала” над Михаилом Саакашвили члены его партии могут лишиться депутатских мандатов. Кобахидзе напомнил, что “молдавский парламент практически является однопартийным, однако все его приветствуют”[2].

Как и грузинские официальные лица, так и приглашенные эксперты продолжают говорить о пугающих последствиях, которые якобы ждут Грузию в случае победы оппозиции на выборах. Ираклий Гарибашвили вновь подчеркнул, что граждане Грузии оказались на распутье: “Выборы 26 октября станут решающей битвой за мир. Грузинский народ 26 октября должен выбрать либо войну и превращение страны в полигон, либо мир и развитие! Еще раз повторю: в поисках лучшего мы можем получить худшее”[3]. Ему вторит и “авторитетный грузинский эксперт” Петрэ Мамрадзе, считающий, что после объявления результатов выборов “западные лидеры и политики могут немедленно сказать о непризнании итогов [выборов] и некой узурпации власти”. Мамрадзе напоминает, что Михаил Саакашвили призывал своих сторонников к выходу на улицу. Также, по его мнению, “называть власти Грузии «прокремлевскими», «авторитарными» – это бред собачий” [4]. В свою очередь, глава Антикоррупционного бюро Грузии Ражден Купрашвили раскритиковал грузинские опозиционные партии (“Европейская Грузия — движение за свободу”, “Да Европе — стратегия Агмашенебели”, “Национальное движение”), которые “частично или полностью” скрывают источники финансирования[5].

На этой неделе к освещению “грядущей цветной революции” вновь подключилась Служба внешней разведки. “Американцы готовят «цветную революцию» в Грузии” — говорится в сообщении. В нем также подчеркивается, что на данный момент представтели США недовольны обстановкой в Тбилиси, поэтому планируют наращивать давление, в том числе, через введение персональных санкций[6]. Позднее глава СВР Сергей Нарышкин пояснил, почему его ведомство регулярно отчитывается о “подготовке революции”. “Тот факт, что СВР предавала гласности информацию, которую [мы] добывали и добываем о враждебной деятельности… Это мы делаем для того, чтобы внести свой вклад в предотвращение попыток проведения «цветной революции» в Грузии” — сообщил Нарышкин[7].

На РИА Новости вышла заметка с многообещающим названием “Еще один фронт войны против России определен”, сопровожденная иллюстрацией — черт, обернутый в американский флаг, идет по улочкам старого Тбилиси, сгенерированного не самой качественной нейросетью. В духе Владимира Путина, любящего исторические экскурсы, автор статьи, Дмитрий Бавырин, начинает издалека, напоминая, что во время Балканской войны Слободан Милошевич сначала проиграл войну за Косово, а затем не смог выиграть выборы. Затем, без особой связи с предыдущим тезисом, автор сообщает, что “Строго говоря, разница между просто революцией, которые часто свершались и свершаются с иностранной помощью, и именно цветной революцией как политтехнологического мероприятия новейшего времени, — академическим образом не определена”, но при этом Революция роз в Грузии была именно “цветной революцией”, иницированной Западом. Теперь Запад, по мнению автора статьи, готовит новую “цветную революцию”, поскольку Грузия не захотела идти на разрыв с Россией: “В нынешние времена одних только клятв верности и тостов за здравие глобализма (грузины во всем этом признанные мастера) уже мало”. Далее Дмитрий Бавырин напоминает, что Украину и Молдову (регулярное появление двух этих стран в заметках этой недели позволяет заподозрить существование методички о том, как освещать ситуацию в Грузии) никто не критикует за авторитарные тенденции, поскольку они политически выступают против России. Автор выдвигает традиционный для прогосударственных СМИ тезис, что оппозиция устроит “цветную революцию”, если ее не устроют результаты выборов. Цель же “западных кураторов” — установить послушное им правительство, а затем открыть в Грузии “второй фронт” против России. Что касается “второго фронта”, который, по горькой иронии, действительно открылся несколько недель назад в Курской области, автор полагает, что Россия уже одержала там победу, так что врагам пора перестать радоваться: “Доводы вида “еще один фронт Россия не потянет” — своего рода “медовая ловушка” для грузинских ревизионистов. Пока Россия потянула против всего, что против нее бросили, а вот потянет ли новый фронт Запад как главный спонсор конфликта, менее очевидно”. Заканчивается статья словами: “Россия продолжит идти своим путем, но на месте Грузии лучше готовиться к худшему”. В целом, заметка не только написана в несколько хаотичной манере, не всегда позволяющей уследить за идеями автора, но и содержит несколько двусмысленных комментариев относительно жителей Грузии[8].

Менее эмоциональную аналитику традиционно предлагает газета “Коммерсант” и ее обозреватель Георгий Двали. Статья “В Грузии опять запахло розами” построена на упомянутом выше заявлении Службы внешней разведки. Хотя автор не пытается критически посмотреть на сообщение СВР, в остальном он придерживается крайне осторожного тона. Помимо обзора основных политических новостей последних месяцев и пересказа позиции “Грузинской мечты”, Двали сообщает, что, по его мнению, Америка хоть и угрожает санкциями, но пока действует вполсилы. “Вот если накануне октябрьского голосования Вашингтон действительно введет персональные финансовые санкции против Иванишвили, а также высших руководителей Грузии, включая премьер-министра и главу парламента, это уже станет безоговорочным подтверждением решимости США сменить власть в Грузии и соответствующим сигналом оппозиции, что Вашингтон поддержит революционный сценарий” — цитирует Двали эксперта Nation.ge Давидf Авалишвили. В финале Двали не дает однозначного прогноза, замечая, что ситуация в Грузии зависит от того, сколько опозиционных объединений преодолеют пятипроцентный барьер: “Если это удастся сделать не только ЕНД, но и другим силам, то ГМ придется жестко отстаивать в будущем парламенте (а может, и в ходе уличных баталий) свое право сформировать правительство. В ином случае проценты не преодолевших барьер партий отойдут более популярным силам, и ГМ получит в парламенте комфортное большинство голосов”[9]

В статье “Вначале были мечты, теперь — угрозы” цитируются высказывания грузинских официальных лиц о будущем процессе над Саакашвили и его партией. По словам обозревателя, “Грузинская мечта” настроена оптимистично: “премьер-министр Кобахидзе в пятницу обратил внимание на опросы, которым доверяет ГМ. Из них следует, что шанс преодолеть пятипроцентный барьер есть лишь у одной оппозиционной силы — ЕНД. А два других крупных объединения — «Лело — сильная Грузия» и «Ахали, Гирчи, Дроа — Новая Грузия» — вряд ли смогут получить депутатские мандаты”. Тем не менее, эксперт, профессор Тбилисского университета Ильи Гия Нодия отмечает, что угрозы “Грузинской мечты” могут быть лишь предвыборным трюком: “Они просто пытаются мобилизовать электорат, создавая впечатление, что простое большинство в парламенте им гарантировано и сейчас они уже борются за конституционное большинство”. Впрочем, Гия Нодия отмечает, что для создания парламентской комиссии, которая станет расследовать “преступления Саакашвили”, “Грузинской мечте” не нужно конституционное большинство10.

Таким образом, прогосударственные российские СМИ сгущают краски, когда пишут о возможных результатов выборов. Традиционно, почти все происходящее в Грузии описывается как борьба между “западными кураторами” и “патриотами Грузии”

— партией “Грузинская мечта”. Впрочем, из чтения статей можно сделать вывод, что и оппозиция рассматривает выборы как финальную битву, определяющую будущее

Грузии: так, сообщается, что Саломе Зурабишвили назвала октябрьские события

“референдумом за ЕС или Россию”[10]

Фильм “Редакции” о современной Грузии. 8 августа 2024 на ютуб-канале “Редакция” вышел фильм о политической ситуации в Грузии[11].

В России YouTube является одной из популярных площадок для политического и около-политического контента. На канал “Редакция” подписаны 4,3 миллиона человек (фильм о Грузии посмотрели 2,2 миллиона), что делает его одним из наиболее просматриваемых в упомянутом сегменте. “Редакция” основана журналистом Алексеем Пивоваровым, ранее работавшем на федеральном телеканале НТВ (этот канал, в 90-е известный критической позицией по отношению к власти, с началом правления Путина стал все больше подвергаться цензуре). В России “Редакция” имеет статус “иностранного агента”, так как достаточно критически освещает, например, русско-украинский конфликт. Тем не менее, создатель “Редакции”, Алексей Пивоваров, стремится адресовать свои фильмы широкому кругу лиц, а поэтому максимально воздерживается от однозначных оценок. Фильмы “Редакции” традиционно заканчиваются фразой “Все выводы на нашем канале вы делаете сами”. Насколько может судить автор этого обзора, фильмы “Редакции” популярны у людей, скептически относящихся к российской власти, но при этом не причисляющих себя к оппозиции: Пивоварова ценят именно за отсутствие резких суждений, которые свойственны российскому политическому ютуб-контенту.

В целом, идущий 2,5 часа фильм “«Великий разворот»: как Грузия шла на Запад, а пришла к России. И пришла ли?” затрагивает большое количество тем: от особенностей ведения бизнеса в Грузии до новейшей истории республики. Но, как следует из названия, тема “иноагентского” законодательства и предстоящих выборов является для фильма сквозной. В начале фильма Алексей Пивоваров подчеркивает, что в современной политической жизни Грузии много противоречий: неоднозначное отношение к Михаилу Саакашвили, впечатляющий путь к евроинтеграции, но при этом неприятие в обществе ряда европейских ценностей (например, движения ЛГБТ). Ниже перечислены основные спикеры фильма и их тезисы (не включены люди, которым уделено достаточно мало экранного времени).

1.      Неоднозначная позиция

  • Арчил Сихарулидзе, экономист. Считает, что Грузия отступает с пути евроинтеграции, но в этом виновата не только власть, а все стороны, которые “радикализировались”. Отмечает, что после начала русско-украинской войны, все люди на Западе, которые курировали международные отношения, решили, что “Грузия должна держать антироссийский настрой”, в самой же Грузии это вызвало фрустрацию.

2.      Скорее НЕ поддерживают “Грузинскую мечту”

  • Георгий Маргвелашвили, бывший президент Грузии. Считает, что законодательные инициативы последних месяцев “не сколько законы, сколько визуализация факта, что мы уже там [под тесным влиянием России]”. Утверждает, что, вопреки существующим представлениям, сельские жители

Грузии сильнее связаны с Западом, чем жители крупных городов: они ездят в Европу на заработки, а также делают необходимые закупки для сельского хозяйства. Признается, что ему стало сложно в политике, поскольку в какой-то момент ответом на любую критику стало обвинение в поддержке Саакашвили. Считает заявления о якобы озвученном Западе требовании открыть “второй фронт” против России попыткой создать образ врага. Называет такие действия “классикой авторитаризма”. Полагает, что “Грузинскую мечту” поддерживают или люди, поверившие в разговоры о “втором фронте” и близости войны, либо те, кто боится любых изменений и следующей за ними нестабильности, либо госслужащие, зависящие от “Грузинской мечты”

  • Гига Бединеишвили, экономист. Считает, что параллельный импорт для доставки товаров в Россию оказал положительное влияние на экономику Грузии, так как та имеет границу и с Россией, и с ее крупнейшим экономическим партнером, Турцией. Отмечает, что экономически страна оказалась “в серьезном плюсе”, но не уверен, насколько такое положение дел “стабильно и геополитически мудро”. По Бединеишвили, другие страны стремятся сдерживать Российскую Федерацию, чего нельзя сказать о Грузии.
  • Георгий Канделаки, сотрудник Лаборатории исследований Советского прошлого. Положительно отзывается о реформах, проведенных при Саакашвили, в том числе, о введении Национального экзамена, который помог искоренить коррупцию в вузах. Считает, что многие поддерживающие “Грузинскую мечту” жаждут реванша за потерянные еще во время “Революции роз” власть и влияние. Считает, что “ни одна уважающая себя организация не будет регистрироваться в путинском реестре [НКО], но признает, что его НКО придется пересмотреть существующий формат работы. Скорее поддерживают “Грузинскую мечту”
  • Ираклий Топуридзе, профессор университета Ильи. Отмечает, что “10 лет назад был либеральным человеком”, но сейчас считает, что порой стоит активнее вмешиваться в то, как ведут себя люди вокруг. Поддерживает “Грузинскую мечту”, потому что “не хочет, чтобы его стране Запад диктовал, что делать”. Признается, что зарплата университетского профессора в Грузии невелика, поэтому он много работает на грантовой основе. На вопрос, что он будет делать, когда государство начнет тщательнее контролировать НКО и получение грантов, отвечает, что “если для государство приемлемо [то, что он делает на деньги грантодателей], то нормально”. Ситуацию, когда НКО берут гранты на помощь незащищенным группам, а вместо этого занимаются политикой, Топуридзе называет ненормальной и напоминает, что только на аренду звукоусилительной аппаратуры во время весенних митингов тратилось по 50 тысяч лари в день. Задается вопросом, откуда взялись эти деньги.

Считает, что “Грузинская мечта” является “более прогрузинской, чем пророссийской”

  • Леван Пирвели, представлен как “политолог. Поддерживает “Грузинскую мечту””. Считает, что “Грузинскую мечту” поддерживают те семьи, которые “живут по-грузински” (очевидно, имеется в виду: являются сторонниками традиционных ценностей). По мнению Пирвели, Запад стремится сблизиться с Востоком, но, в условиях войны России и Украины, это невозможно сделать через Европу — единственной площадкой для этого остается Кавказ, который, по мнению политолога, стал ареной для своеобразной “большой игры” между державами. Почти все события после 1991 года — от войны 2008 года до “Революции роз” — объясняет вмешательством Америки. Считает, что “Грузинская мечта” победит на выборах без всяких фальсификаций, но Запад объявит выборы нечестными.

В финале фильма Алексей Пивоваров отмечает, что с предстоящими выборами связано большое количество конспирологии. В частности, он упоминает теорию, согласно которой “Грузинская мечта” при помощи России может предложить Абхазии и Южной Осетии конфедерацию, что повысит шансы партии на выборах. Источником теории Пивоваров называет подслушанный разговор между Гией Вольским и российским олигархом Давидом Хидашели. Пивоваров, впрочем, добавляет, что отсутствие вызывающих доверие источников не позволяет обсуждать эту теорию всерьез. В финале автор фильма задумывается о реальном количестве людей, поддерживающих “Грузинскую мечту”: по мнению Пивоварова, если бы закон об “иностранном влиянии” действительно воспринимался бы негативно большинством людей, партия не решилась бы принимать его весной, поскольку непопулярные решения принимаются после выборов, а не до них.

Как уже отмечалось, Пивоваров скрупулезно придерживается принципа нейтральности, поэтому после каждого озвученного мнения (например, что “иноагентское” законодательство существует во множестве стран), авторы фильма предоставляют противоположную точку зрения . Неясно, поможет ли это российскому зрителю сделать однозначные выводы, но точно поможет увидеть многократность политической жизни Грузии. Это может стать важным опытом в контексте знакомства россиян с политикой страны, поскольку даже оппозиционные медиа часто представляют нынешнее противостояние как условный конфликт “проевропейской молодежи” и “пророссийских политиков”. На мой взгляд, аргументы противников “Грузинской мечты” звучали чуть логичнее (тем более, что Пивоваров при помощи наводящих вопросов, как в случае с грантами Ираклия Топуридзе, подчеркивал некоторые несостыковки антизападных спикеров). Впрочем, зрители “Редакции” сделали из просмотренного несколько иные выводы. Кажется, что обилие политических персоналий, упоминаемых в фильме, и споры о том, под чьим влиянием (не) находились те или иные политики, создало у зрителей впечатление, что “игры престолов” последних десятилетий имеют мало общего с жизнью простых людей. Вот, например, один из самых “залайканных” (2,1 тыс. отметок “нравится”) комментариев пользователя

 

 

[1] Грузия напомнила о запрете политических партий на Украине и в Молдавии/Взгляд, 26 августа 2024.

URL: https://vz.ru/news/2024/8/26/1283881.html.

[2] Власти Грузии допустили появление в стране однопартийного парламента/Взгляд, 23 августа 2024. URL: https://vz.ru/news/2024/8/23/1283483.html.

[3] Грузии предрекли решающую битву за сохранение мира/Газета.ру, 25 августа 2024. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2024/08/25/23771359.shtml.

[4] В Грузии оценили данные СВР о планах США устроить «тбилисский майдан»/Взгляд,26 августа 2024. URL: https://vz.ru/news/2024/8/26/1283891.html.

[5] В Грузии заявили, что оппозиция не раскрывает свои источники финансирования/Газета.ру, 27 августа 2024. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2024/08/27/23784181.shtml.

[6] Нарышкин: Россия хочет помешать попыткам совершить «цветную революцию» в Грузии/Газета.ру, 27 августа 2024. URL:

https://www.gazeta.ru/politics/news/2024/08/27/23784823.shtml.

[7] Российская разведка сообщила, что США готовят в Грузии «цветную» революцию/ Газета.ру, 26 августа 2024. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2024/08/26/23773225.shtml?updated.

[8] Еще один фронт войны против России определен/РИА Новости, 28 июля 2024. URL: https://ria.ru/20240828/voyna-1968888732.html

[9] В Грузии опять запахло розами/Коммерсант, 26 августа 2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6918923?query=%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F. 10 Вначале были мечты, теперь — угрозы/Коммерсант, 23 июля 2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6917513?query=%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F.

[10] Зурабишвили назвала выборы в Грузии референдумом за ЕС или Россию/Газета.ру, 28 августа 2024.

URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2024/08/28/23794819.shtml.

[11] Великий разворот»: как Грузия шла на Запад, а пришла к России. И пришла ли?/Редакция, 8 августа 2024. https://www.youtube.com/watch?v=Fld_whm4TZs.